Воскресенье, 28.04.2024, 07:55
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Меню сайта
Категории раздела
Форма входа

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность – это способность использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Международное исследование PISA представляет функциональную грамотность в виде составляющих:

  • грамотность в чтении
  • грамотность в математике
  • грамотность в области естествознания
  • финансовая грамотность
  • глобальные компетенции
  • Формирование функциональной грамотности школьника – это задача, которую не может решить отдельно взятый учитель, и высокие результаты московских школьников – это показатель того, что школьные команды учителей успешно работают в данном направлении.
  • Примеры формирования функциональной грамотности
  • В вопросе формирования функциональной грамотности можно выделить, по крайней мере, два направления.
  • Первое – это ежедневная работа учителя в рамках учебного процесса.
  • Рассмотрим пример по формированию читательской грамотности – основного направления в исследовании PISA.
  • В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования читательская грамотность или смысловое чтение – важнейший метапредметный результат обучения (метапредметный – так как формируется при изучении различных предметных областей).
  • Каждый параграф учебника – это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов/заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения: находить в тексте информацию и формулировать выводы, интерпретировать информацию и применять ее в новых ситуациях, в том числе, не рассмотренных в учебнике.
  • Таким образом, процесс формирования функциональной грамотности не может быть набором отдельных уроков или набором отдельных заданий, этот процесс логично и системно должен быть «вшит» в учебную программу как обязательная составляющая.
  • Вторым направлением формирования функциональной грамотности является дополнительное и предпрофессиональное образование для школьников.
  • Возьмем предметы естественнонаучного цикла. По школьным учебникам осваивается основной понятийный аппарат, законы природы, алгоритмы применения этих законов в модельных (учебных) ситуациях. Но параллельно идут процессы развития технологий, конвергенции наук, появляются новые материалы, новые устройства, приборы, гаджеты. И это все сферы для применения учебных знаний во внеучебных ситуациях. Здесь московским школам помогают ресурсы большого города, доступность дополнительного образования.
  • Примеры заданий
  • Возьмем пример задания по математике. Есть предметный элемент содержания: вычисление диагонали квадрата или пространственной диагонали куба. Можно сформулировать учебную задачу по вычислению диагонали при заданной длине стороны. Но можно взять вполне практическую жизненную ситуацию: есть багажник конкретного автомобиля и есть, например, упаковка досок заданной длины. Требуется оценить возможность размещения досок в багажнике автомобиля. Доски достаточно длинные, так что по длине или ширине багажника не влезут. С одной стороны, задача в первом приближении сводится к вычислению диагоналей. Однако просто вычислить диагонали багажника недостаточно, ведь реальные доски имеют ширину и толщину. И в реальной жизни это необходимо учесть.
  • Нормативно-правовая база
  • Региональный уровень

rasporyazhenie-moko-ot-20.09.21-1233.pdf

rasporyazhenie-moko-ot-20.09.21-1235.pdf

Районный уровень

plan-meropriyatij.doc

prilozhenie_plan-meropriyatij-fg.doc

prikaz_ruo_ot_10.12.2021_o_vnesenii_izmenenija_v_p.docx

ОУ

plan_funkcionalnaja_gramotnost.docx

 Материалы по ФГ

ИРО

Читательская грамотность.pdf

matematicheskaya_gramotnost_2021.pdf

Для родителей

o-klyuchevyh-zadachah-po-povysheniyu-kachestva-pod.pdf

organizaczionno-metodicheskoe-soprovozhdenie-obraz.pdf

organizacziya-urochnoj-i-vneurochnoj-deyatelnosti-.pdf

rukovodstvo-polzovatelya-gramotnost.pdf

Варианты заданий

Естественно-научная грамотность

est_5_класс_sajt.pdf

est_6 класс_zadanija.pdf

est_7_класс_sajt.pdf

est_8_класс_zadanija.pdf

est_9_класс_zadanija.pdf