ФГОС 2022 [0] |
« Апрель 2024 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Функциональная грамотность
Функциональная грамотность – это способность использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Международное исследование PISA представляет функциональную грамотность в виде составляющих:
- грамотность в чтении
- грамотность в математике
- грамотность в области естествознания
- финансовая грамотность
- глобальные компетенции
- Формирование функциональной грамотности школьника – это задача, которую не может решить отдельно взятый учитель, и высокие результаты московских школьников – это показатель того, что школьные команды учителей успешно работают в данном направлении.
- Примеры формирования функциональной грамотности
- В вопросе формирования функциональной грамотности можно выделить, по крайней мере, два направления.
- Первое – это ежедневная работа учителя в рамках учебного процесса.
- Рассмотрим пример по формированию читательской грамотности – основного направления в исследовании PISA.
- В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования читательская грамотность или смысловое чтение – важнейший метапредметный результат обучения (метапредметный – так как формируется при изучении различных предметных областей).
- Каждый параграф учебника – это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов/заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения: находить в тексте информацию и формулировать выводы, интерпретировать информацию и применять ее в новых ситуациях, в том числе, не рассмотренных в учебнике.
- Таким образом, процесс формирования функциональной грамотности не может быть набором отдельных уроков или набором отдельных заданий, этот процесс логично и системно должен быть «вшит» в учебную программу как обязательная составляющая.
- Вторым направлением формирования функциональной грамотности является дополнительное и предпрофессиональное образование для школьников.
- Возьмем предметы естественнонаучного цикла. По школьным учебникам осваивается основной понятийный аппарат, законы природы, алгоритмы применения этих законов в модельных (учебных) ситуациях. Но параллельно идут процессы развития технологий, конвергенции наук, появляются новые материалы, новые устройства, приборы, гаджеты. И это все сферы для применения учебных знаний во внеучебных ситуациях. Здесь московским школам помогают ресурсы большого города, доступность дополнительного образования.
- Примеры заданий
- Возьмем пример задания по математике. Есть предметный элемент содержания: вычисление диагонали квадрата или пространственной диагонали куба. Можно сформулировать учебную задачу по вычислению диагонали при заданной длине стороны. Но можно взять вполне практическую жизненную ситуацию: есть багажник конкретного автомобиля и есть, например, упаковка досок заданной длины. Требуется оценить возможность размещения досок в багажнике автомобиля. Доски достаточно длинные, так что по длине или ширине багажника не влезут. С одной стороны, задача в первом приближении сводится к вычислению диагоналей. Однако просто вычислить диагонали багажника недостаточно, ведь реальные доски имеют ширину и толщину. И в реальной жизни это необходимо учесть.
- Нормативно-правовая база
- Региональный уровень
rasporyazhenie-moko-ot-20.09.21-1233.pdf
rasporyazhenie-moko-ot-20.09.21-1235.pdf
Районный уровень
prilozhenie_plan-meropriyatij-fg.doc
prikaz_ruo_ot_10.12.2021_o_vnesenii_izmenenija_v_p.docx
ОУ
plan_funkcionalnaja_gramotnost.docx
Материалы по ФГ
ИРО
Читательская грамотность.pdf
matematicheskaya_gramotnost_2021.pdf
Для родителей
o-klyuchevyh-zadachah-po-povysheniyu-kachestva-pod.pdf
organizaczionno-metodicheskoe-soprovozhdenie-obraz.pdf
organizacziya-urochnoj-i-vneurochnoj-deyatelnosti-.pdf
rukovodstvo-polzovatelya-gramotnost.pdf
Варианты заданий
Естественно-научная грамотность